НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
(1844-1908)
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, Николай Андреевич (р. 6 [18] марта 1844, Тихвин; ум. 8 [21] июня 1908, усадьба Любенск, Санкт-Петербургская губерния) – русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Римский-Корсаков был уже известным композитором и профессором по классу композиции и оркестровки в Санкт-Петерургской консерватории, когда в 1883 г. он вместе с Балакиревым был приглашен возглавить Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. Уже до этого, работая в Бесплатой музыкальной школе, Римский-Корсаков сочинял светские хоровые произведения и хоровые аранжировки русских народных песен. На своей новой должности в Придворной певческой капелле Римский-Корсаков приложил свои усилия к сочинению духовно-музыкальных произведений и начал искать новые пути в области многоголосной обработки богослужебных песнопений. Всего им написано 40 хоровых произведений для русской православной церкви: 14 из них были опубликованы двумя сериями в 1884 и 1886 гг., соответственно; песнопение «Тебе Бога хвалим» вышло в 1893 г.; а сборник из 25 произведений был опубликован посмертно в 1913 г. его помощником в капелле Е. С. Азеевым. Кроме того Римский-Корсаков сыграл ведущую роль (вместе с А. А. Копыловым, Азеевым, А. К. Лядовым и другими) в гармонизации «Пения при Всенощном бдении древних напевов, положенного для четырёхголосного смешанного хора», изданного в 1888 г. В своих духовных хоровых произведениях Римский-Корсаков широко использовал как подлинные мелодии распевов, так и мелодии собственного сочинения, стилизованные под распев. Полифоническая обработка мелодий у Римского-Корсакова весьма разнообразна и оригинальна. Иногда мелодии служат мотивами для имитационного контрапункта, в то время как другие гармонизированы гомофонно, с использованием плотной хоровой фактуры, насыщенной удвоениями. Гармония Римского-Корсакова является тональной, сохраняя при этом архаичный характер распевов. Его хоровая палитра простирается от прозрачности нескольких сольных голосов, до мощного звучания двойного хора. Хотя Римский-Корсаков известен прежде всего как автор симфонических и оперных сочинений, его хоровая музыка явно оказала важное влияние на становление Нового направления в русской духовной музыке в начале двадцатого века. Не случайно среди его учеников ряд композитров, сделавших важный вклад в область духовной музыки — А. К. Лядов, А. Т. Гречанинов, Н. Н. Черепнин, М. М. Ипполитов-Иванов, Александр Чесноков (брат Павла Чеснокова) и М. О. Штейнберг. Также наблюдается органическая связь его музыки с творчеством А.Д. Кастальского, ведущего композитора «Московской школы».
СОБРАНИЕ ДУХОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ, ВЫПУСК 1.
Сочинения из Литургии святого Иоанна Златоуста ор.22, для смешанного хора a cappella
1.Херувимская №1 ( F-dur)
2.Херувимская №2 (G-dur)
3.Верую!
4.Милость мира
5.Тебе поем
6.Достойно есть
7.Отче наш
8.Причастен воскресный : «Хвалите Господа с небес»
Cобрание духовно-музыкальных переложений ор.22-bis
9.Херувимская обычного распева («на Радуйся»)
10.Да молчит всяка плоть ( киевский роспев)
11.Воскресный причастный стих (ин роспев)
12.Се жених грядет( киевсчкий роспев)
13.Чертог Твой вижду ( киевский роспев)
14.На реках Вавилонских (знаменный роспев)
15.Тебе Бога хвалим! – двухорный концерт ( на 3 глас греческого роспева)

СОБРАНИЕ ДУХОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ, ВЫПУСК 2.
1. "Кто есть сей Царь славы?"
2. "Кресту Твоему"
3. "Херувимская песнь №4"
4. "Херувимская песнь №5"
5. "Херувимская песнь №6"
6. "Тебе поем №2"
7. "Тебе поем №3"
8. "Тебе поем №4"
9. "Тебе поем №5"
10. "Тебе поем №6"
11. "Достойно есть №2"
12. "Хвалите Господа с небес (двухорное)"
13. "Хвалите Господа с небес №1"
14. "Хвалите Господа с небес №2"
15. "Творяй ангелы"
16. "В память вечную"
17. "Чашу спасения"
18. "Во всю землю"
19. "Спасение содеял еси"
20. "Радуйтеся, праведнии! №1"
21. "Радуйтеся, праведнии! №2"
22. "Знаменася на нас цвет лица!"
23. "Взыди Бог"
24. "Всемирную славу"
25. "Волною морскою"



СВЕТСКИЕ СОЧИНЕНИЯ
1. Два трёхголосных женских хора на стихи М. Лермонтова, ор.13: 1. Тучки небесные
2. Два трёхголосных женских хора на стихи М. Лермонтова, ор.13: 2. Ночевала тучка золотая
3. Четыре вариации и фугетта на тему русской песни «Надоели ночи», ор.14
4. Шесть хоров, Тетрадь 1, ор.16: 1. На севере диком, слова М. Лермонтова
5. Шесть хоров, Тетрадь 1, ор.16: 2. Вакхическая песня, слова А. Пушкина, для мужского хора
6. Шесть хоров, Тетрадь 1, ор.16: 3. Старая песня, слова А. Кольцова
7. Шесть хоров, Тетрадь 2, ор.16:4. Месяц плывет, слова М. Лермонтова 8. Шесть хоров, Тетрадь 2, ор.16: 5. Последняя туча рассеянной бури, слова А. Пушкина для женского хора
9. Шесть хоров, Тетрадь 1, ор.16: 6. Молитва, слова А. Пушкина
10. Два хора, Фуга в миксолидийском ладу, ор.18: Пред распятием
11. Два хора, Вариации в миксолидийском ладу, ор.18: Татарский полон
12. Четыре трехголосных хора для мужских голосов без сопровождения, ор.23 : 1. Крестьянская пирушка, слова И. Кольцова
13. Четыре трехголосных хора для мужских голосов без сопровождения, ор.23 : 2. Ворон к ворону летит, слова А. Пушкина
14. Четыре трехголосных хора для мужских голосов без сопровождения, ор.23 : 3. Пленившись розой, соловей…, слова И. Кольцова
15. Четыре трехголосных хора для мужских голосов без сопровождения, ор.23 : 4. Дайте бокалы, слова И. Кольцова
Made on
Tilda