АЛЕКСАНДР ГРЕЧАНИНОВ
(1864 - 1956)
ГРЕЧАНИНОВ, Александр Тихонович (р. 13[25] октября1864 г. в Москве, ум. 4 января 1956 г. в Нью-Йорке) — учился в Московской консерватории с 1881 по 1890 гг. и в Санкт-Петербургской консерватории с 1890 по 1893 гг. Закончил Петербургскую консерваторию в классе Н. А. Римского-Корсакова по композиции. Сотрудничал с разными хоровыми коллективами — с хором Мельникова в Санкт-Петербурге, с Московским Синодальным хором и хором Васильева в Москве, которые были первыми исполнителями его многочисленных хоровых композиций. Также работал в области театральной музыки, писал музыку для детей и занимался музыкальной этнографией. Гастролировал по России и за границей как пианист, аккомпаниатор и дирижер. В 1925 г. эмигрировал в Париж, где жил до 1939 г., затем переехал в Нью-Йорк. Написал несколько опер, писал симфоническую и камерную музыку, произведения для сольного исполнения, детские песни и хоры, светские хоры и камерные вокальные произведения, а также аранжировки для хора народных песен. Его духовно-музыкальные произведения включают четыре цикла Литургии св. Иоанна Златоуста, Всенощное бдение и цикл песнопений Страстной седмицы, а также более 20 отдельных песнопений. Написал также несколько произведений на тексты латинской Мессы и несколько латинских церковных мотетов, некоторые из которых остаются неизданными. На заре своей музыкальной карьеры Гречанинов попал под влияние С. В. Смоленского, директора Московского Синодального училища церковной музыки, который активно ратовал за возвращение русской церковной музыки к её истокам — древним церковным распевам и народной песни. Гречанинов, как правило, не заимствовал подлинные мелодии в своих духовных произведениях, а большей частью создавал собственные мелодии „в стиле" церковных распевов. Вместе с другими композиторами, которые работали в Московском Синодальном училище (среди них, А. Д. Кастальский, П. Г. Чесноков, А. В. Никольский), он применял богатую и разнообразную палитру хоровой тесситуры, от унисона (иногда дублированного в две или три октавы, подражая пению старообрядцев) до «хорового симфонизма», где хор делится на 8 и более различных партий. В поисках расширенных музыкально-выразительных средствГречанинов нарушил традиционный запрет на использование музыкальных инструментов в православном богослужении в своей «Демественной Литургии», op. 79 (1917). Однако ни один русский композитор не последовал его примеру: до сегодняшнего дня это произведение остаётся единственным циклом на православный богослужебный текст с инструментальным сопровождением.
Научная библиотека православной музыки содержит партитуры духовных сочинений Александра Гречанинова, доступные для скачивания.
1. Op.1, Колыбельная;
2. Op. 4, Четыре хора a cappella, В зареве огнистом;
3. Op. 4, Четыре хора a cappella, На заре;
4. Op. 4, Четыре хора a cappella, За реченькой яр хмель;
5. Op. 4, Четыре хора a cappella, Над неприступной крутизною;
6. Op. 10, Два женских хора, Ночь;
7. Op. 10, Два женских хора, Весна идет;
8. Op. 11, Два хора acappella, Осень, ;
9. Op. 11, Два хора acappella, Лён;
10. Op. 12, Две картинки для смешанного восьмиголосного хора a cappella, После заката солнца;
11. Op. 12, Две картинки для смешанного восьмиголосного хора a cappella, Ночь;
12. Ор. 16, Два хора a cappella для смешанных голосов, Утро в горах;
13. Ор. 16, Два хора a cappella для смешанных голосов,Солнце и Месяц;
14. Op. 30, Два вокальных квартета, Несжатая полоска;
15. Op. 30, Два вокальных квартета, Нас веселит ручей;
16. Op. 36, Две басни Крылова для смешанного квартета, Лебедь, щука и рак;
17. Op. 36, Две басни Крылова для смешанного квартета;
18. Траурный гимн;
19. Матушка-Русь;
20. Op. 56, Два стихотворения К. Бельмонта для мужского квартета, Мертвые корабли;
21. Op. 56, Два стихотворения К. Бельмонта для мужского квартета, Гавань спокойная;
22. Op. 57, Два стихотворения К. Бельмонта для женского квартета, Зимний дым;
23. Op. 57, Два стихотворения К. Бельмонта для женского квартета, В чаще леса;
24. Гимн свободной России;
25. Op. 148, Ледоход;
26. Op. 149, Два стихотворения Пушкина, Эхо;
27. Op. 149, Два стихотворения Пушкина, Рифма;
28. Ор. 151, Два хора, После грозы;
29. Ор. 151, Два хора, Русский язык;
30. Памятник поэту;
ДУХОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ, ВЫПУСК 1
1. Ор.19: 1. Волною морскою
2. Ор.19: 2. Воскликните Господеви;
3. Ор.23: 1. Благослови, душе моя, Господа;
4. Ор.23: 2. Свете тихий (для смеш. хора);
5. Ор.26, Внуши Боже ( для смеш. хора);
6. Ор.34: 1. Ныне отпущаеши (для мужского хора);
7. Ор.34: 2. Хвалите имя Господне (для смеш. хора );
8. Ор.44: 1. Милость мира ( для смеш. хора);
9. Ор.44: 2. Блажени яже избрал (смеш. хор, соло тенора);
10. Ор.71: 1. О тебе радуется;
11. Ор.71: 2. Слава в Вышних Богу ( для смешанного хора);
ДУХОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ, ВЫПУСК 2
1. Op. 80, Отче наш,;
2. Херувимская песнь, А;
3. Херувимская песнь, В;
4. Херувимская песнь, С;
5. Достойно есть;
ИЗБРАННЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ
ИЗ ЛИТУРГИИ СВ. ИОАННА
ЗЛАТОУСТА, Ор. 29
1. Антифоны на обычный напев;
2. Приидите поклонимся;
3. Херувимская песнь;
4. Символ веры;
5. Милость мира;
6. Достойно есть;
7. Отче наш;
8. Запричастный стих "К Богородицу прилежно" на обычный напев;
9. Конец обедни;
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА, Ор. 58
1. Се жених грядет (песнопение Великого Понедельника на утрени);
2. Чертог Твой (светилен Великого Понедельника);
3. Во Царствии Твоем (в постовом варианте с припевами «Помяни нас, Господи»);
4. Свете тихий (из Всенощного Бдения);
5. Да исправится молитва моя (из Литургии Преждеосвященных Даров);
6. Ныне Силы (вместо Херувимской на Литургии Преждеосвященных Даров);
7. Вечери Твоея (тропарь на литургии Великого Четверга);
8. Разбойника благоразумного (светилен Великого Пятка);
9. Тебе одеющагося (стихира на Погребение Господне);
10.Бог Господь и Благообразный Иосиф (тропари в
Субботу Преблагословенную);
11.Не рыдай мене, Мати (Ирмосы канона Субботы Преблагословенной, 9 песнь);
12.Елицы во Христа (вместо Трисвятого в Субботу Преблагословенную);
13.Воскресни, Боже! (Аллилуарий в Субботу Преблагословенную);
14.Да молчит всяка плоть (вместо Херувимской на Литургии в Субботу Преблагословенную);
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ, Ор. 59
1. Благослови, душе моя, Господа;
2. Блажен муж;
3. Свете тихий;
4. Богородице Дево, радуйся!
5. Хвалите имя Господне;
6. Воскресные тропари;
7. От юности моея;
8. Воскресение Христово видевше;
9. Великое славословие;
10. Взбранной воеводе;
ДЕМЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ, Ор. 79
1. Великая Ектения;
2. Антифоны;
3. Слава и Единородный;
4. Трисвятое;
5. Сугубая Ектения;
6. Херувимская песнь;
7. Верую;
8. Милость мира;
9. Достойно есть;
10. Молитва Господня (Отче наш);
11. Хвалите Господа;
12. Конец Литургии;
ЭКУМЕНИЧЕСКАЯ МЕССА, Ор. 142
1. KYRIE
2. GLORIA
3. CREDO
4. SANCTUS
5. BENEDICTUS
6. AGNUS DEI
ЛИТУРГИЯ СВ. ИОАННА
ЗЛАТОУСТА, Ор. 177
1. Антифоны;
2. Слава Отцу и Сыну и Единородный Сыне;
3. Во Царствии Твоем;
4. Приидите, поклонимся!
5. Херувимская песнь;
6. Верую!(вариант А);
7. Верую!(вариант Б );
8. Милость Мира;
9. Тебе поем ( вариант 1);
10. Тебе поем ( вариант 2);
11. Достойно есть;
12. Отче наш;
13. Хвалите Господа!
14. Конец Литургии;

Made on
Tilda